Автомобили, о которых мы расскажем, конечно же, не сами выбирали себе столь короткую судьбу: некоторые из них не прожили и несколько месяцев, после чего их безжалостно уничтожили. Но что поделать — таков был протокол работы с техникой, получившей сильное радиоактивное заражение во время ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной станции.
Говоря о технике, с помощью которой ликвидаторы выполняли поставленные задачи на Чернобыльской АЭС, хочется отметить, что на первом этапе работали совершенно обычные машины, без дополнительной защиты от радиации.
В первые часы после аварии на Чернобыльской АЭС в тушении огня на четвертом реакторе принимали участие пожарные автомобили АЦ-40 на базе УРАЛ-375. Такие же «Уралы» активно использовали для проведения дезактивационных работ на территории зоны отчуждения. Например, эти машины обрабатывали специальным раствором здания и дороги в Припяти. Как и многие другие машины, они были захоронены в могильнике зараженной техники у Буряковки.
РАФ-22031 «Латвия» со второй половины 1970-х сменили на станциях скорой помощи старые медицинские «Рафики» РАФ-977ИМ. В результате эта модель стала самым массовым микроавтобусом СССР. Машины РАФ-22031 «Латвия» эвакуировали пострадавших с места катастрофы в медсанчасти, начиная с ночи 26 апреля. Их продолжили использовать и во время ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. Машины, накопившие значительные дозы радиации после аварии на АЭС, были раздавлены гусеницами и захоронены в могильниках.
После решения об эвакуации, по радио передали соответствующую директиву. Еще до объявления, на въездах стояли колонны автобусов — ЛАЗы, ЛиАЗы, Икарусы, ПАЗы (преимущественно для сельских мест). На главной площади люди собирались, беря лишь самое необходимое и уезжали. Фотографии того времени демонстрируют колонну ЛАЗов 695 модели в сопровождении милицейской ГАЗ 24.
Позже Львовский автобусный завод для помощи ликвидаторам катастрофы на Чернобыльской АЭС выпустил специальный автобус с защитой от радиации. Машину с индексом ЛАЗ-692 построили на базе модели ЛАЗ-695Н и оснастили свинцовыми пластинами на окнах. В салоне также установили особую систему фильтрации воздуха, а люки на крыше были заварены. Уровень защиты у автобуса был меньше, чем у КрАЗ-256, однако в отличие от самосвала ему не приходилось работать часам в зоне отчуждения.
Разумеется, в ликвидации страшной катастрофы приняли участие советские внедорожники УАЗ-469. Эта машина, которую в народе прозвали «бобиком», являлась основным командирским автомобилем армии тех времен и отличалась хорошей проходимостью и легкостью в ремонте. Автомобиль с 75-сильным мотором в зоне отчуждения использовался для перевозки военных начальников или для разведывательных мероприятий. На снимках того времени иногда машины запечатлены прямо у энергоблока. После рейдов все автомобили в обязательном порядке подвергались обработке на спецпунктах.
Легендарный ГАЗ-66 («Шишига») использовали для перевозки ликвидаторов в зону катастрофы с мест временного проживания. Полноприводный грузовик с дорожным просветом 315 мм за раз мог перевезти около 20 человек. Машина комплектовалась лебедкой, восьмицилиндровым мотором и даже спальным местом для водителя. Разумеется, о низком уровне комфорта для пассажиров тогда никто не задумывался. В войсках ГАЗ-66 использовался и как грузовик, и как штабной, и как медицинский автомобиль.