17 января отмечается день рождения Константина Сергеевича Станиславского (настоящая фамилия — Алексеев, 1863 г.), русского режиссера и актера, основателя МХАТ. Создатель знаменитой системы сценического мастерства, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире. Благодаря ему русский театр на рубеже XIX и XX веков из вторичного и провинциального стал передовым, сам же Станиславский превратился в столь значимую фигуру, что редкий разговор о режиссуре или актерской игре обходится без упоминания его имени. А его знаменитую реплику «Не верю!» цитируют даже те, кто ни разу не бывал в театре.
Подлинное рождение МХАТ и вместе с ним нового направления в мировом сценическом искусстве связано с постановкой пьесы Антона Чехова "Чайка" в 1898 году. Затем были поставлены другие пьесы Чехова – "Дядя Ваня" (1899), "Три сестры" (1901), "Вишневый сад" (1904). Эти спектакли ставились совместно Станиславским и Немировичем-Данченко.
Чтобы сценический образ был художественно убедительным, актер должен не казаться существующим, а действительно существовать на сцене — жить. Он должен всегда оставаться живым человеком, т.е. искренне чувствовать, мыслить и действовать в предлагаемых обстоятельствах роли, соблюдая жизненную логику и законы органической природы. А для этого актеру необходимы знания по формированию артистической техники.
Станиславский понимал, что актеры должны заниматься психотехникой и поэтому сценическое действие условно разделил на элементы:
- техника речи;
- воображение;
- внимание;
- эмоциональная память.
К. С. Станиславский верил, что тренинг – это способ овладения актерской техникой и призывал относиться к упражнениям так, как танцор, певец, музыкант относятся к обязательным своим экзерсисам и гаммам – гарантии сохранения себя в творческой форме.