Сегодня в России традиционно отмечается День железнодорожника. Это праздник всех тех, кто посвятил свою жизнь служению железным дорогам нашей Родины, обеспечивая бесперебойность перевозок пассажиров и грузов даже в самых сложных условиях.
До появления пассажирских и грузовых железных дорог в России уже функционировали пути с деревянными рельсами на рудниках. Первая такая дорога была построена в 1755 году на Алтае. Вдоль пути натягивали трос, который тянули лошади, тем самым двигая вагонетки.
История праздника начинается с 1896 года, в Российской империи вышел указ №68 об установлении праздника, посвященного железнодорожному сообщению. Подписал документ министр путей сообщения князь Михаил Хилков. Датой выбрали 25 июня (6 июля по новому стилю) — день рождения императора Николая I.
В годы правления Николая I были построены первые железные дороги в России: магистраль от Санкт-Петербурга до Москвы и прогулочный путь от Санкт-Петербурга до Царского Села.
С тех пор и вплоть до 1917 года день железных дорог отмечали именно 25 июня. После революции все праздники, установленные императорской властью, отменили как «пережитки царизма».
День железнодорожника появился в календаре советских граждан лишь в 1936 году по инициативе самих работников железнодорожных путей сообщения. В 1935 году они обратились к Иосифу Сталину с просьбой установить для них профессиональный праздник, и он пошел им навстречу. Так был создан Всесоюзный Сталинский день железнодорожников, датой которого выбрали 30 июля.
В 1940 году дату праздника снова перенесли — на этот раз на первое воскресенье августа. Изменение обосновали тем, что День железнодорожника нужно отмечать в выходной, а в то время таким был только один день — воскресенье.
В первые годы после появления праздника в этот день прекращали все работы на железной дороге. Специально для сотрудников пускали праздничный поезд, где устраивали представления и чаепития под выступление оркестра.
В годы Великой Отечественной войны железные дороги стали главным связующим звеном между фронтом и тылом, они позволяли эвакуировать людей и ценности, осуществлять поставки техники, вооружения и личного состава. Благодаря упорному труду железнодорожников удалось обеспечить проведение более 50 наступательных и стратегических операций.
Весной 1986 года, железнодорожники были важным звеном, привлеченные к масштабной операции по устранению последствий взрыва реактора четвертого энергоблока ЧАЭС. Именно железнодорожники обеспечивали оперативную доставку жизненно важных материалов, оборудования и продовольствия в зону отчуждения со всей страны.
Среди членов Курганского Союза «Чернобыль» есть участники ликвидации последствий аварии, призванные с железной дороги. Поздравляем их с профессиональным праздником! Желаем, чтобы все пути и стрелки были в правильном направлении. Зеленого света любым начинаниям и желаниям. Здоровья вам, силы духа и тела, энергичности, целеустремленности, процветания, благополучия и самого лучшего!